1.
Искоренение коррупции в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») отнесено к национальным интересам и целям обеспечения государственной и общественной безопасности.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Наряду с этим Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В Законе № 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
1. Запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц.
Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке, конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
2. Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
3. Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
4. Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. Также к закупкам не допускаются организации, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
5. Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов.
6. Предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями).
7. Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок.
8. Предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
9. Установлены требования к экспертам, экспертным организациям.
Одним из основных инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов в закупочной сфере.
Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться: участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации-участника закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки.
Система правового регулирования публичных закупок содержит достаточно большой объем мер ответственности.
На сегодняшний день Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит более 15 составов, устанавливающих ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности публичными заказчиками.
2.
Прокуратура разъясняет: «Противодействие коррупции на предприятиях»
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» организации должны принимать меры по предупреждению коррупции.
Данные меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и иных связанных с ними:
Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
Разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в том числе:
Положение о комиссии по противодействию коррупции;
Кодекс этики и служебного поведения работников;
Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации;
План мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для:
определенной категории лиц, работающих в организации;
лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
3.
С 27.06.2025 вступают в силу изменения в законодательстве, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции
Установлен порядок предоставления держателями реестра владельцев ценных бумаг, депозитариями и БКИ информации
по запросам, направляемым в ходе антикоррупционных проверок.
В Законе о рынке ценных бумаг и Законе о кредитных историях закреплена обязанность предоставления информации в ответ на запрос должностных лиц, перечень которых определяется Президентом РФ:
- держателями реестра владельцев ценных бумаг и депозитариями (в части сведений о ценных бумагах, принадлежащих лицам,
в отношении которых направлен запрос);
- бюро кредитных историй (в части титульной, основной, дополнительной (закрытой) и информационной части кредитных историй);
- из Центрального каталога кредитных историй (в части сведений
о бюро кредитных историй, в которых хранится кредитная история субъекта кредитной истории).
Порядок и сроки предоставления держателями реестра владельцев ценных бумаг, депозитариями и бюро кредитных историй указанной информации устанавливаются Банком России.
Не считается разглашением полученной информации о титульной, основной, дополнительной (закрытой) и информационной части кредитной истории ее передача работникам (сотрудникам, должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений при проведении в соответствии с законодательством о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции.